ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБОУ ООШ №7 на 2015-2020 годы (далее – Программа) – основополагающий документ, устанавливающий приоритеты, стратегию и основные направления развития.
Цель и задачи данной программы соответствуют целям и задачам приоритетного национального проекта «образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», посланию президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, требованиям ФГОС, региональным и муниципальным нормативным документам; определены на основе анализа развития школы в предшествующий период, социально-экономического положения школы, текущего состояния системы образования, анализа внешних образовательных потребностей и внутреннего потенциала школы.
Основной стратегической целью программы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Стратегические задачи программы:
Изменение содержания образования и введение ФГОС;
Совершенствование работы с одаренными детьми;
Развитие учительского потенциала;
Укрепление здоровья обучающихся и работников школы;
Совершенствование инфраструктуры школы
Новое содержание образования.
Внедрение нового содержания образования будет сопровождаться введением новых требований к качеству образования (в рамках введения ФГОС). ГИА останется основным, но не единственным способом проверки качества образования. Добавится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. В рамках работы школы на период до 2020 года будут активно внедрены технологии -Портфолио школьника, мониторинг сформированности ключевых компетентностей, универсальных учебный действий. Будет продолжать работать целевые программы «Качество образования» и «Мониторинг качества образования». Обновление в содержании образования будет связано с внедрением краеведческого компонента в основные и дополнительные образовательные программы. Изучение краеведения на уроках истории, обществознания, экологии, биологии, литературы, химии, географии существенно обогатит учебный материал, будет способствовать целям воспитания гражданина страны. Следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по предметам учебного плана или как самостоятельный урок в рамках учебного плана. В системе дополнительного образования учащихся будут реализованы программы краеведческой направленности: «Экология леса», «Живой организм», «Химия и жизнь» и др.
Система поддержки талантливых детей.
Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Чтобы воплотить этот тезис, В школе:
будет продолжена работа по внедрению исследовательской и проектной деятельности учащихся;
необходимо совершенствовать систему стимулирования и поощрения одаренных учащихся и педагогов, работающих с одаренными детьми;
следует продолжить опыт проведения школьных научно-практических конференций исследовательских и проектных работ, учащихся 1-9 классов;
продолжить участвовать в интеллектуальных и творческих мероприятиях, используя дистанционные технологии;
совершенствовать работу по обеспечению возможностей учащихся развить свои творческие, интеллектуальные, спортивные способности через интеграцию основного и дополнительного образования, через развитие школьного самоуправления в рамках детского общественного объединения «школьная страна»;
внедрение программы духовно – нравственного воспитания учащихся начальной школы «Я — гражданин России».
Развитие учительского потенциала.
Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. На сегодняшний день актуальным является привлечение и сохранение молодых педагогов в школу, т.к. средний возраст педагогических работников составляет 45 лет. Большая работа предстоит в школе по формированию компетентностей педагогов. Необходимо продолжить работу по формированию «Портфолио» каждого учителя, создания условий для успешной аттестации педагогических работников.
Система управления.
Активизация работы управляющего совета школы и родительских советов классов будет способствовать достижению высоких показателей качества предоставляемых образовательных услуг, повышению имиджа школы. Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с социально-психологической службой, центром «Здоровье» будет направлено на решение задач:
повышения уровня культуры здоровья, как компонента общей культуры, среди всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей) через внедрение здоровьеформирующих образовательных технологий;
организации внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесберегающий и развивающий характер образовательного процесса на основе идеологии культуры здоровья;
снижения рисков заболеваемости учащихся, вызванной вирусными инфекциями, болезнями асоциального и дидактогенного характера;
организации и проведения здоровьесберегающей оценки образовательного процесса, условий обучения и воспитания;
содействия администрации и педагогическому коллективу ОУ в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;
содействия всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Широкое внедрение ИКТ в процесс управления и делопроизводства будет обеспечено внедрением электронных носителей в управлении школой: АРМ директора, электронных дневников и журналов. произойдет увеличение доли педработников, активно использующих икт в образовательной деятельности до 75%.
Развитие инфраструктуры школы.
Необходимо сделать так, чтобы в школе было и увлекательно, и интересно, чтобы она стала центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Материально-техническое оснащение школы должно, во-первых, соответствовать требованиям ФГОС, для чего необходимо обеспечить необходимым компьютерным и учебным оборудованием учебные кабинеты: обновить мебель в классах 1 ступени образования, затем 2 и 3 ступеней. Пополнить фонд медиатеки, учебников, художественной и научно-популярной литературы школьной библиотеки.
Безопасность и здоровьесберегающая среда.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего и дополнительного образования, обусловлена рядом объективных причин:
фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Здоровье как целостное динамическое явление развивается в процессе реализации генетического потенциала человека, в условиях конкретной социальной среды и становится, таким образом, частью его общей культуры. В этой связи мы вправе говорить о формировании культуры здоровья как целенаправленном процессе улучшении качества жизни, формирование навыков здорового стиля, повышении уровня образованности человека в этой области. Культуру здоровья человека можно рассматривать как критерий личностного роста, условие и фактор его полноценной жизнедеятельности, коммуникабельности, показатель творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности школы, работающей над проблемой здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании общего и дополнительного образования. Для решения проблем улучшения состояния здоровья учащихся и педагогических работников и в соответствии с образовательной политикой Краснодарского края. В школе будут использованы следующие подходы:
организация ежегодного мониторинга состояния здоровья детей;
повышение престижности и воспитание культуры здоровья, формирование здорового образа жизни, потребности в активном здравостроении;
оптимизация образовательного процесса в интересах здоровья учащихся и педагогов;
организация работы социально-психологической службы школы;
обеспечение в условиях школы оздоровления учащихся.
Особое место в оздоровительном процессе школы отводится широкому внедрению здоровьесберегающих технологий к которым относятся педагогические:
Модель структуры здоровьесберегающего урока;
Модульное обучение;
КСО;
Развивающее обучение, построенное на индивидуализации обучения;
Гендерные педагогические технологии;
Ступенчатый режим наращивания педагогических воздействий на учащихся 1 классов.
Психолого-педагогические:
тренинги саморегуляции и психокоррекции;
психологическая и социальная поддержка;
дни здоровья;
походы выходного дня;
уроки здоровья, 1 раз в месяц, по плану работы классного руководителя.
Эколого-гигиенические:
соблюдение санитарных норм и правил в учреждении;
рациональный двигательный режим: динамическая пауза для учащихся 1-х классов в течение 40 минут, динамические 20-минутные перемены, физкультурные минутки, гимнастика для глаз;
организация горячего питания в школе;
С-витаминизация питания;
прием кислородных коктейлей.
Все обозначенные концептуальные положения будут направлены на получение новых результатов развивающейся школы, отвечающих запросам общества, государства, социума:
новое содержание образования, формирующее компетентности и позволяющее воспитывать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире;
новый учитель, владеющий основными профессиональными компетентностями, готовый во главу угла поставить воспитание и развитие личности, а обучение сделать средством воспитания и развития; использующий активные формы и технологии организации образовательного процесса;
обновленная система управленческой деятельности;
новая система оценки качества образования, позволяющая оценить не только результат образовательной деятельности ученика, но и результат профессионального роста и профессиональной компетентности учителя, результат комплексного использования всех имеющихся у школы ресурсов;
повышение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством предоставления образовательных услуг и результатами образования, снижение уровня конфликтности между участниками образовательного процесса.
повышение уровня конкурентоспособности школы.